MDM
§ V. Поздеевский Александр Викторович
MDM
Поздеевский Александр Викторович
1868-1940 гг.

Поздеевский Александр Викторович родился 18 августа 1868 года в посаде Большие Соли Костромской губернии (в настоящее время - поселок Некрасовское Ярославской области), в семье псаломщика Рождество - Богородицкой церкви.

MDM
Крест из домашнего архива Поздеевских

Обучался в церковно-приходской школе, Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи – 5 лет.

Не все основные этапы его службы известны на сегодняшний день. Клировые ведомости Костромской духовной консистории не позволили выяснить их точно:

За службу был награжден юбилейным знаком и бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых. Получал жалованья от казны 23 руб.52 коп.

В 1889 году в метрической книге церкви Рождества Богородицы есть запись о браке сына мещанина Больших Солей Дмитрия Николаева Кулькова - Николая Дмитриевича и Парасковьи Александровой Воскресенской. Поручителем со стороны невесты записан посада Большие Соли псаломщика Виктора Поздеевского сын, Личный Почетный Гражданин Александр Поздеевский.[4]

Жил отец Александр в доме рядом с церковью. Его внучка, Галина Васильевна Сурова, вспоминала, что гостила у них вместе со своими родителями и сестрой:

- Дом у него был двухэтажный – внизу большая кухня, а вверху комнаты. Дед Александр любил в свободное время ловить рыбу, а мы для этого все время ловили мух. Он был очень добрый, к нам относился хорошо, даже окрестил нас с сестрой…[5]

Поздеевская (в девичестве Кулькова) Зоя Александровна, жена сына о. Александра – Александра Александровича рассказывала позднее о своем свекре:

- Это был очень порядочный, добрый и отзывчивый человек. Внешний, строгий образ его соответствовал внутреннему миру. Темное одеяние, широкая борода, длинные с сединой волосы и очень красивый голос - как-то сразу располагали к себе.[6]

К 1918 году относится его первый конфликт с советской властью: узнав, что в село прибыли работники волостного исполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, «в набат», чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.[7]

Александр Викторович вместе с женой и детьми в советское время (около 1922 года) были лишены избирательных прав. Документы ГАЯО и ГАКО за 1930, 1932, 1934 годы подтверждают, что на заседаниях комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в протоколах среди лишенцев:

Протокол заседания комиссии
по пересмотру списков лишенных избирательных прав
по Заволжскому району от 23-24 мая 1930 года

Большесольский сельсовет:

  1. Поздеевский Александр Викторович, большие Соли, служитель культа. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.
  2. Поздеевская Елизавета Ивановна, Большие Соли, лишена как иждивенка священника Поздеевского А.В. Никаким общественно-полезным трудом не занимается. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.
  3. Поздеевская Мария Александровна, Большие Соли. Лишена как иждивенка, дочь священника Поздеевского А.В., возраст 29 лет, живет в семье отца и никаким общественно-полезным трудом не занимается. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.
  4. Поздеевский Александр Александрович, Большие Соли, 26 лет. Сын священника Поздеевского, живет на иждивении отца и никаким общественно-полезным трудом не занимается. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.[8]

После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви и запрещения преподавания Закона Божия в школах отец Александр стал учить основам православия в своем храме, снабжая школьников своими книгами, а детей было более пятидесяти.

MDM

В 1930 году, когда постановлением областного исполкома и сельсовета церковь Рождества Богородицы была закрыта, и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и церковное облачение.

После закрытия церкви Рождества Богородицы, отца Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане.

Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 году Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей. В октябре 1934 года его местом жительства указано уже Головино[12], а в протоколах дела НКВД от 1937 года – деревня Агафоново (сейчас это территория поселка Некрасовское).

MDM
Деревня Агафоново

Но закрытие церкви, где служил о. Александр, не остановило церковные службы. В доме Егоровой создали молельню или тайную домовую церковь в деревне Алферово, что в двух километрах от посада. Служили два или три священника, среди них и о. Александр. По некоторым воспоминаниям жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Возможность исполнять православные обряды служила отдушиной в те тяжелые годы богоборства и лишений.

За посещение этого дома, участие в «подпольных контрреволюционных сборищах» и обвинили отца Александра во время следствия. В октябре 1937 года отряд конных сотрудников НКВД устроил облаву на священников, как на преступников[13]. После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму произошла последняя встреча о. Александра со своей семьей.

Александр Викторович никого не обвинял, не ругал – он нес СВОЙ крест. Он прощался так, словно чувствовал, что это их последняя встреча. Так и случилось. Справка о смерти пришла позже из Темлага Мордовии.

MDM
Дом Патушиных в д. Агафоново,
где проживал А.В.Поздеевский
в 30-х годах XX века
MDM
Деревня Алферово

Читая дело НКВД по обвинению Александра Поздеевского, с которым удалось познакомиться в Ярославском архиве, удивляешься той легкости, с которой осуждали людей в те годы. Маленький тетрадочный листок с «антисоветским послужным списком» о. Александра, видимо, стал основой обвинения.

Написана она была председателем сельсовета, возможно, под давлением НКВД. Ему вменялась антисоветская агитация, участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой д. Алферово.

Александр Викторович был арестован 2 октября 1937 года. В обвинительном заключении было сказано:

MDM
Ордер на обыск и арест
Поздеевского Александра Викторовича,
02.10.1937 г.
Обвиняемый Поздеевский Александр Викторович, 1868 года рождения, поп Больших Солей, участник Ярославского мятежа, проводил антисоветскую деятельность, выражавшуюся в следующем:
  1. Являлся участником контрреволюционно-повстанческой группировки церковников.
  2. Делал гнусные выпады против советской власти.
  3. Распространял провокационные слухи о непосильных налогах.

Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компрометирующего на своих прихожан и других служителей церкви.

Следователи вспомнили и 1918 год, когда он сочувствовал белогвардейскому мятежу в Ярославле. Хотели привлечь к уголовной ответственности и сыновей священника за помощь в агитации против Советской власти. Но не получилось. На допросе отец Александр, ради сохранения детей сказал, что они живут отдельно, и он ничего не знает о них.

Читая сегодня страницы дела № 622 по обвинению Панова Ф.В., Назаретского М.Е., Поздеевского А.В. словно наяву попадаешь в те страшные времена преследования и уничтожения несогласных с советской властью.

Что же было найдено и изъято у священника сельской церкви, отца семерых детей, – врага народа и советской власти, члена контрреволюционной повстанческо-монархической группировки церковников?

MDM

В описи вещей, ценностей и документов наряду с паспортом и двумя фотографиями фигурируют нагрудный серебряный крест с серебряной цепочкой, и детали облачения священнослужителя: две парчовые ризы, бывшие в употреблении (!), два набедренника (старые!), да еще две старые «потрохилли» - так сотрудник НКВД записал в протоколе изъятые епитрахили – расшитые узорами передники из того же облачения священника.

Все ценности по акту были переданы в налоговую инспекцию Большесольского районного финансового отдела.

В тот же день для 69-летнего священника «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» избрано «Содержание под стражей в Ярославской тюрьме».

Последовавшие за этим допросы и обвинительное заключение, которые подробно приведены в приложении к родословной, ярко характеризуют культурный и профессиональный уровень борцов с врагами советской республики, абсурдность и бездоказательность сфабрикованных обвинений.

25 ноября 1937 года выносится обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу:

MDM

Теперь, когда многое опубликовано о «жизни» в сталинских лагерях, не трудно представить себе, какие тяготы и мучения пережил в заключении семидесятилетний о. Александр. Пока нет точных данных о месте заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора.

Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльно-перевалочный пункт ГУЛАГА[организован 05.03.32; закрыт 31.07.32 (передан в ухтинско-печорский итл); вновь организован 09.05.38; окончательно закрыт 14.05.40. Адрес: Архангельская обл., г. Котлас, п/я 202. Производство: хранение грузов и их транспортировка в лагеря Коми АССР, а также переотправка этапов з/к. Архив - в архиве котласского сельскохозяйственного ЛО — часть л/д сотрудников.] 15 марта 1939 года[Сведения предоставлены отделом Катехизации Ярославской епархии на основании запроса от 1946 года], где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.

MDM

ТЕМНИКОВСКИЙ ИТЛ (Темлаг) - организован 06.06.31 г.; закрыт 12.10.48 (реорг. в Особый лагерь № 3). Адрес: Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н, пос. Явас, п/я 241. Производство: лесозаготовки (до 12.10.40), производство товаров ширпотреба, в том числе: швейное (в 1942–1943 гг. также пошив обмундирования для Красной Армии), трикотажное, деревообрабатывающее, обувное, лесное, лесохимическое, пеньково-джутовое (в 1942 г. также производство спецукупорки для боеприпасов), постройка вторых путей ж.д. Рязань—Потьма (с 16.11.32), стр-во Унже-Ветлужской ж/д ветки, с.х., обслуживание Промкомб. ГУЛАГа (швейные ф-ки, деревообделочные з-ды, лесозаготовительные участки). Численность: 01.01.37 — 25 544, 01.01.38 — 17 921, 01.10.38 — 20 774, 01.01.39 — 22 821, 01.01.41 — 17 865, Начальники: кап. ГБ Каневский Е.Э., с 10.12.38 по 10.05.39 (арест); кап. ГБ Большеменников Б.П., с 25.06.39 по 14.09.39; Паперман ?.?. (упом. 04.02.40); кап. ГБ Житомирский И.С., с 01.05.40 по 04.04.42. Архив Хранился в архиве ДУБРАВНОГО ЛАГЕРЯ: л/д з/к — 59 688, материалы делопроизводства — 3376, л/д сотрудников. В 1937 г. в Темлаг вошел Ветлаг. 21.05.39 в Темлаге ликвидируются спецотделения (с особым режимом); наиболее «социально-опасные» з/к переводятся в отдаленные лагеря: Севвостлаг, Норильлаг, Воркутлаг и р-ны Ухто-Печорских лагерей (аналогичные спецотделения ликвидируются в КАРАГАНДИНСКОМ и СИБИРСКОМ ИТЛ).

В домашнем архиве правнука Александра имеется документ, подтверждающий этот трагический факт.

MDM

Для многих людей нашего времени антирелигиозная пропаганда, атеистическое воспитание, истребление тысяч и тысяч ни в чем не повинных служителей церкви стало одной из причин духовного обнищания, потери исторической памяти и культурных традиций поколений

После ликвидации церкви, а затем и молельного дома, Александра Васильевна Малютина, помогавшая при службах, вывезла и спрятала от надругательства кое-какую церковную утварь, в т.ч. и церковную библиотеку, которую она хранила до своих последних дней. Но вместе с ее смертью исчезли и все книги, старинные, в кожаных переплетах, окованные медью.

MDM
Книга из библиотеки
церкви Рождества Богородицы (предположительно).
Сочинение Преосвященного Тихона,
епископа Воронежского
«О ДОЛЖНОСТИ ХРИСТИАНИНА»

Это было в 1960-х годах. Годы были коммунистические, антирелигиозные. Прошло более 30 лет. Все, кто знал о библиотеке или ушли из жизни, или просто забыли о ней, как о безвозвратно потерянной.

Следы обнаружились через много лет в одном из домов поселка по улице Советской. Книги хранились на чердаке в ужасных условиях. Страницы духовных книг сгорали в домашней печи, продавались «любителям» старины за бесценок.

Летом 2002 года Матвеевой С.В., заведующей Некрасовским музеем, удалось найти одну из книг. По всей видимости, они принадлежали церкви Рождества Богородицы, а может и отцу Александру Поздеевскому. Остальная библиотека, вероятно, исчезла навсегда.

***

Лет 10 назад, правнук отца Александра – Александр Поздеевский взял участок под дачу в районе Некрасовского. Взял наугад в понравившейся деревне, где было свободное место. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что именно в этой деревне – Алферово - служил последние годы о. Александр. Именно здесь он нес свой земной крест, здесь и был арестован безвинно...

Историческая правда расставила все по своим местам только через полвека - Александр Викторович Поздеевский был реабилитирован 27 июля 1989 года.[ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д. С-11628. ЛЛ.133-133 об.]

В 1998 году в Ярославле вышел в свет четвертый том книги "Не предать забвению". В ней приведены списки граждан, подвергшихся политическим репрессиям в 1930 - 1940 годах. Среди них – и священники Больших Солей Поздеевский А.В. и Назаретский М.Е.

В августе 2000 года на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе русской православной церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых были рассмотрены церковные Предания и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было "дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1, 29).


Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
  2. . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили от Ярославской епархии:

СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ПОЗДЕЕВСКОГО (1868 – 1940 гг.)


Теперь в календаре новомучеников и исповедников Российских 25 октября (12 октября по старому стилю) отмечен днем памяти Поздеевского Александра, священника, священномученика, Ярославской епархии, †1940 г.

[Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников Российских, поименованных и не именуемых, предлагается совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). Память мучеников и исповедников, день смерти которых известен, совершается, согласно церковной традиции, и в день кончины. В соответствии с этим имя мученика или исповедника вносится в месяцеслов под двумя числами: и в день Соборной памяти, и в день кончины. По церковному обычаю, пострадавшие мученически (то есть умершие непосредственно от страдания) или исповеднически (то есть умершие на свободе через какое-то время после перенесенных страданий) епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников]

MDM

С ноября 2001 года в церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и во вновь открытой церкви Рождества Богородицы поселка Некрасовское, где когда-то служил Александр Викторович Поздеевский, прихожане имеют возможность поклониться иконам Священномученика Александра (Поздеевского).

Они написаны по благословению бывшего Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в иконописной мастерской Ростова-Великого.

Это стало возможным, благодаря заботам и стараниям протоиерея Зиновия, бывшего благочинного Некрасовского района.

MDM

Отец Зиновий родился в 1960 году в многодетной деревенской семье. Закончил Санкт-Петербургскую семинарию; в Ярославскую область приехал из Закарпатской Украины.

За семь лет службы в Некрасовском он завоевал любовь и уважение прихожан своим трудолюбием, близостью к народу, готовностью всегда прийти на помощь.

При нем были отлиты и восстановлены колокола на колокольне храма «Утоли моя печали». Восстановлены купола и покрыта крыша летней церкви, организованы воскресные школы для детей и взрослых; совершались паломничества по Святым местам России.

И поныне прихожане добрыми словами вспоминают отца Зиновия, несущего службу далеко от Ярославской земли.


25 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА – ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА (ПОЗДЕЕВСКОГО)

Утром 25 октября 2002 года у церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в центре поселка Некрасовское было необычно оживленно: то и дело останавливались машины, подходили местные прихожане. Несмотря на сумрачное утро и первый гололед на дорогах, прибыли гости даже из отдаленного села Андреевского Сусанинского района (Подробнее...)

***

А.В.Поздеевский был женат на Елизавете Ивановне Кульковой. Она родилась 17.09.1872 г. , обучалась в 1-ом классе Большесольского Николаевского училища.
Брак заключен 23.04.1895 г.[ГАКО.Ф.130.Оп.9.Д.3718.Л.26.]

Запись об их бракосочетании:

MDM

Фотографий Елизаветы Ивановны времен молодости не удалось отыскать. На приведенном снимке ей около 85 лет.

После ареста и смерти мужа Елизавета переехала сначала к сыну Василию в Сусанино, а затем в Москву к дочери Елене. Видимо, она ждала возвращения мужа, не веря в его смерть. Иногда она ходила к поездам встречать кого-то…

В возрасте 86 лет (ок.1958 года), возвращаясь из церкви по железнодорожным путям, она погибла, попав под электричку. Похоронена в Новогирееве, точное место не известно.


Дети Александра Викторовича и Елизаветы Ивановны:

(даты рождения детей взяты из Ведомости церкви Рождества Богородицы за 1915 год [ГАКО.Ф.130.Оп.9.Д.3718.Л.26 ] и Метрических книг той же церкви)

1. Елена Александровна. Запись о ее рождении в метрической книге от 16.05.1896 г.:
(Подробнее...)

  • [1]ГАКО.Ф.130.Оп.9.Д.3396.
  • [2]ГАКО.Ф.130.Оп.9.Д.3718.
  • [3]ГАЯО.Ф.Р-2423.Оп.2.Д.3579.Л.2
  • [4]ГАЯО.Ф.230.Оп.11.Д.2143.Л.126
  • [5]Из письма Суровой Галины Васильевны, 13.04.2002 г.
  • [6]Воспоминания Поздеевской З.А., записанные внуком Александром
  • [7]Из книги: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.2., Ч.3. Романов-Борисоглебск (Тутаев). Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба. - 2000.
  • [8]ГАЯО.Ф.Р-2423.Оп.2.Д.176.Л.2.об.,9,10.
  • [9]Жена А.А.Куплетского – Анна Александровна из д. Арменки, дети Леонид, Наталья (мать Костровского Б.М., 1926 г.р.) Борис, Виктор.
  • [10]Список выпускников Костромской духовной семинарии 1816-1897 гг., сайт Петербургского генеалогического портала http://www.petergen.com
  • [11]ГАЯО.Ф.1118.Оп.3.Д.412.Л.287 об.
  • [12]ГАЯО.Ф.Р-2423.Оп.2.Д.3579.Л.2
  • [13]По воспоминаниям жителей д. Алферово.