Посад Большие Соли расположен примерно посредине пути между Ярославлем и Костромой и до 1917 года входил в состав Костромского уезда и губернии.

В 2000 году вышла в свет замечательная книга «Слово о земле Больше-сольской», с любовью рассказывающая об истории посада, его округе и талантливых людях Больших Солей. Для авторов же родословной поселок Некрасовское является родиной их родителей, дедов и прадедов. Многие похоронены на местном кладбище. Распространенные фамилии поселка часто принадлежат родственникам Поздеевских.

Поселок Некрасовское – это детские воспоминания, отрочество, юность, где знаком каждый уголок. Это и ясли, куда родители водили маленького Сашу Поздеевского, это смутные и дорогие образы бабушек, деда и совсем молодых родителей. Все это было, словно вчера.

Церковь Рождества Богородицы,
пос. Некрасовское, 2002 год.

Много памятных мест, связанных с историей семьи Поздеевских в поселке. И в первую очередь, это церкви, к счастью сохранившиеся, пусть не в первозданном виде, до сегодняшнего дня.

Виктор Иванович и его сын Александр Поздеевские служили в церкви Рождества Богородицы посада Большие Соли.

Деревянная церковь существовала еще в XVI веке. В переписи 7106 года (1597 год), проведенной по указу царевича и Великого князя Федора Ивановича о церкви Рождества Богородицы написано следующее:
«…деревянная, ветха, стоит без пения».

Каменное здание было построено в 1700 году тщанием прихожанина мещанина Симеона Борисова Мельникова.

С. Мельников - уроженец посада, служивший головой у таможни и целовальников, бургомистром. Его жена Евфимия Дометиева детей не имела. Усыновив сироту, Мельниковы вырастили и воспитали Иакова, который после женитьбы был рукоположен во священники новой церкви во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Все его потомки также служили в этой церкви. У Иакова родился сын Иоанн, от него - еще Иоанн, а от него - сын Василий. У Василия – сын Андрей, дочь которого вышла замуж за священника этой же церкви Евгения Лаговского.

В 1706 году жена Мельникова умерла и похоронена у стены храма, к которой позднее был пристроен придел Святителя Тихона. А в 1710 году под спудом придела был похоронен и сам Симеон Мельников.

Мир праху благотворителей - написано на стене в Тихоновском приделе над прахом храмосоздателя. [Лаговский Е. "Описание Больших Солей (посада Костромской губернии)".М.:1860.]

Здание церкви каменное с таковой же колокольней (разрушена в 1938-1939 гг.). Кладбище за рекою Солоницей, общее для всех приходов посада, отвечает требованиям закона (Свод законов XIII т., 925 ст.), сторожка занимает низ каменного церковного дома.

Престолов в храме три: в холодном – во имя Рождества Богородицы, в правом теплом – во имя Архангела Михаила, и в левом холодном - Святителя Тихона Амафунтского. В последнем приделе иконостас и иконы написаны усердием крестьянина д. Агаркова Козмы Савельева Быстрова, за исключением храмовой древней иконы Чудотворца Тихона Амафунтского.

Настенные росписи выполнены Ярославскими живописцами, о чем свидетельствует круглое клеймо на южной стене храма.

По штату 1889 года в церкви был один священник и один псаломщик. От казны священник получал 70 руб. 56 коп., псаломщик – 23 руб. 52 коп. Сверх этого церковь получала доход из других источников содержания членов причта: от непрерывно-доходных 4 % билетов, вкладов на конверсию и вечных вкладов Костромского отделения Госбанка.

Церковные ведомости за 1894 – 1915 гг. сохранили для нас фамилии вкладчиков упомянутых билетов. Среди них: Крылова, протоиерей Н. Розин, Токмачевы, Липин, П.Д.Шумилов, А.В.Кулькова, П.Травушкина, А.В.Дернова, П.Голнева, Липина, М.Г.Кульков, Манефа С.Сорокина, Кудрявцев, Тюкова, Тонашова, Мороховы, священник Калинников, К.А.Попов, Бахтиарова, Калашникова.

Там же сохранились сведения о причте церкви Рождества Богородицы:

Фрагменты ведомостей о церкви Рождества Богородицы в посаде Большие Соли
и "О причте"   Подробнее...
[ГАКО.Ф.130.ДД.3396, 3433, 3580, 3616, 3718.]

В 1894 году пса- ломщиком был Виктор Иванович Поздеевский.

Печением просфор для церкви занималась Надежда Яковлевна Самаринова, вдова дьячка Благовещенской церкви посада Большие Соли. В 1906 году просфорнею состояла вдова почтового чиновника Таисия Геннадьевна Калашникова с платою от церкви 36 руб. в год.

В исповедной ведомости Рождество-Богородицкой церкви за 1908 год показан священник церкви Алексей Владимиров Калинников, 42 лет; его жена Ольга Александровна, 43 лет. Их дети: Надежда, 16 лет, Сергей, 14 лет, Анна, 11 лет, Владимир, 8 лет, Вера, 5 лет. [ГАКО.Ф.130.Оп.9.Д.3616.]

слева направо:
Благовещенская церковь, ц. Рождества Богородицы,
колокольня Соборно-Воскресенской церкви
Дореволюционное фото из домашнего архива
Н.Д.Захаровой, внучки А.М.Демидова.

В другом известном храме посада - Соборно-Воскресенской церкви служил пономарем еще один сын Виктора – Иоанн Поздеевский и его родственники по супруге Ольге Андреевне Касторской. Со второй половины 1887 года в церкви служил один священник Андрей Касторский из-за болезни первого – Виктора Дементьева, умершего 19.02.1901 года в возрасте 43 лет от чахотки.

В 1889 году Иван Андреевич Касторский, родившийся в 1843 году, тоже служил священником Соборно-Воскресенской церкви посада Большие Соли. Его женой была – Серафима Алексеева. Умер Иван Андреевич 10.12.1901 года в возрасте 58 лет от чахотки.   [ГАЯО.Ф.230.Оп.11.Д.2141.Л.150об]

В 1916 году в Соборно-Воскресенской церкви служит сын Иоанна - дьякон Геннадий Поздеевский. Церковь строилась сразу после освящения Рождество-Богородицкой с 1700 до 1717 года. В ней имелось 3 пре-стола: в холодной церкви - во имя Воскресения Христова, в теплой церкви, выстроенной в 1825 году на средства прихожан, - в честь Успения Божией Матери и преподобного Симеона Столпника.

Посад Большие Соли.
Соборная Воскресенская церковь. XIX век.

В 1800 году пять его глав получили вместо деревянного лемеха железное покрытие.

В 20-е годы XIX века собор был сильно перестроен в классическом стиле. Его западный вход получил тогда оформление в виде портика. Вскоре после перестройки Воскресенский собор был расписан артелью живописцев под руководством известного художника Т. А. Медведева. Слева от Воскресенского собора находилась высокая каменная колокольня, уничтоженная в 1930-х годах.

Поселок Некрасовское.
Соборная Воскресенская церковь, 2001 год.

В «Справочной книге кратких исторических сведений о приходских церквах Костромской епархии» от 1911 года имеются любопытные сведения, относящиеся к описанию внутренней жизни Воскресенского собора Больших Солей, согласно которым в причт входили два священника, один дьякон и два псаломщика. Казенного жалованья получал старший священник 105 руб. 84 коп., 1-й псаломщик 35 руб. 28 коп., 2-й псаломщик — 23 руб. 52 коп., остальные члены причта жалованья не получают. Прихожан мужского пола - 1152 души, женского полу - 1240 душ. Прихожане по характеру занятий: живописцы, резчики по дереву, маляры, столяры, медники, кузнецы, кровельщики и работают дома и на отхожих промыслах. Школ в приходе три: одна Министерства Народного Просвещения одноклассная и две земских; в посаде 4 училища — городское, два двухклассных и ремесленная школа .["Слово о земле Большесольской" Краеведческое издание Изд-во ДиАр: Кострома, 2000.]

За последние годы бывший посад Большие Соли сильно изменился. Из патриархального, провинциального поселка он превратился в центр районной цивилизации. Тут есть современные магазины, банк, школа, техникум, центральная районная больница, автовокзал, дом культуры, ресторан и другие места, присущие современному городу. Вокруг поселка растут современные дачи. Летом много отдыхающих, улицы полны народа почти круглосуточно.

Праздник Крещения Господня в Больших Солях 6 января 1915 г.
На заднем плане – церкви Благовещения и Рождества Богородицы.
из домашнего архива Н.Д.Захаровой, внучки А.М.Демидова.

Славится поселок своей здравницей «Большие Соли», где проводится лечение заболеваний опорно-двигательной системы на основе местных минеральных источников, оправдывая свое историческое название. В ортопедическом отделении центра проводятся сложные операции по протезированию тазобедренных суставов.

Своим чередом идёт восстанавление разрушенных церквей, в том числе обновляется старинный Николо - Бабаевский монастырь (подробнее...). Ведуться работы в Соборно-Воскресенской церкви. Постепенно обустраивается и церковь Рождества Пресвятой Богородицы.