MDM
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
Последняя прижизненная фотография

Архиепископ Феодор Волоколамский[1] , в миру - Поздеевский Александр Васильевич, родился 21.03.1876 г. в с. Макарьевское Скребинской волости Ветлужского уезда Костромской (ныне Нижегородской) губернии в семье священника.

Эта родословная Поздеевских составляется по линии Александра Викторовича (1868-1940). Ниже приведена краткая схема для определения родства Александра Васильевича (Архиепископа Феодора) и Александра Викторовича Поздеевских, из которой ясно, что первый из них приходится племянником второму. Двоюродные братья Архиепископ Феодор и Виктор Иванович (1883-1937) были расстреляны в один день в одной Ивановской тюрьме.

Существует легенда о том, что его рождение было ознаменовано предсказанием блаженного Герасима. Однажды, войдя во время службы в сельскую Макарьевскую церковь, Герасим обратился к народу:
- Что вы здесь стоите? Идите на задки, к бане – там Архиерей родился!.. Было это 21 марта 1876 г., когда в семье протоиерея Василия Поздеевского родился сын Александр.[2]

MDM
MDM
Епископ Феодор
ректор Московской Духовной Академии
Сергиев Посад. 1910-е годы
Из собрания Церковно-исторического музея
Свято-Данилова монастыря.

14 сентября 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Хиротония состоялась в Москве в Храме Христа Спасителя. Чин хиротонии совершал митрополит Московский Владимир в сослужении других иерархов. С 1914 года - почетный член Казанской Духовной академии. 1 мая 1917 года назначен настоятелем Даниловского монастыря г. Москвы.

MDM
Епископ Феодор – ректор
Московской духовной академии.
1910-е годы

В Московской Духовной Академии Владыка Феодор пользовался большим авторитетом как строгий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права. Владыка читал курс пастырского богословия.[3]

В апреле 1917 года уволен от должности ректора МДА за «реакционные» взгляды.

С 1.05.1917 г. - настоятель Московского Свято-Данилова монастыря.

Вместе с Владыкой Феодором в Данилов монастырь после 1917 года пришли многие его друзья единомышленники со времени ректорства в МДА. И в двадцатые годы, во многом благодаря Владыке, монастырь стал светочем и оплотом православия, переживая расцвет духовной жизни.

В отношении обновленчества Владыка Феодор занимал решительную позицию, не допускающую никаких компромиссов, которую разделяли и многие другие иерархи Русской Православной Церкви. В годы настоятельства Владыки Феодора в Даниловском монастыре нашли прибежище многие, лишенные кафедр архиереи, твердо державшиеся устоев Православия во время вспыхнувших церковных смут.

MDM
Фрагмет стенда "История Данилова монастыря" в Святых Вратах Даниловского монастыря.
MDM

Каждое воскресение в обители соборно служили молебен с акафистом святому благоверному князю Даниилу, составленный Преосвященным Феодором совместно с архимандритом Германом (Ряшенцевым) в 1918 году.[3]

Владыка Феодор был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. по выборам от монашествующих. Со многими решениями Собора был не согласен. В июле 1918 года назначен епископом Пермским и Кунгурским, на кафедру не поехал. В 1919 году организовал и возглавил религиозно-философские курсы для молодежи при Свято-Даниловом монастыре.

13.07.1920 г. арестован в Москве. 26.07.1920 г. приговорен к заключению в концлагерь до конца гражданской войны за антисоветскую агитацию. Отбывал срок в Бутырской и Таганской тюрьмах, 24.03.1922 г. освобожден.


MDM
Сидят: в центре епископ Феодор (Поздеевский),
слева архимандрит Варлаам (Ряшенцев),
справа архимандрит Симеон (Холмогоров);
стоят слева направо: иеромонах Гурий (Степанов),
иеромонах Филипп (Гумилевский), иеромонах Герман (Ряшенцев).
Московская Духовная Академия, 1909 - 1910 годы.

«Даниловское» движение возникло в 1922 году, как реакция на примиренческую тактику патриарха Тихона и его окружения с большевиками и состояло из ряда консервативно настроенных иерархов, не согласных с официальным курсом своей высшей церковной власти.

В начале сентября 1922 года, под духовным руководством Владыки Феодора, «даниловцы» начали формирование т. н. «Параллельного Синода», ввиду неэффективности Синода Патриаршего, находившегося под полным контролем ГПУ.

В первом заседании «Параллельного Синода» приняли участие: епископ Феодор (Поздеевский), епископ Гурий (Степанов) Алатырский (†1938) и только что освободившийся из заключения архиепископ Андрей (Ухтомский). Вскоре к ним присоединяются епископ Арсений (Жадановский) Серпуховский (†1937), епископ Серафим (Звездинский) Дмитровский (†1937), епископ Серафим (Самойлович) Угличский (†1937) и другие.

Участники «Параллельного Синода» мыслили себя «Постоянно действующим Предсоборным Совещанием» и главной своей целью ставили организацию тайного Поместного Собора, способного в новых церковно-политических условиях разрешить накопившиеся за длительный междусоборный период проблемы вне всякого контроля и давления властей.

MDM
Епископ Феодор (Поздеевский)
и епископ Арсений (Жадановский).
1910-е годы

Резкий и непримиримый антиобновленец, Феодор 14.03.1923 г. вновь арестован в Костромской губернии. 27.03.1923 г. депортирован в Москву, но 20.06.1923 г. освобожден под подписку о невыезде.

MDM
Епископ Феодор (Поздеевский)

В августе 1923 г. указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Волоколамский Феодор был возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке, в октябре того же года назначен управляющим Петроградской епархией, однако от назначения отказался.

16.04.1924 г. — арест в Свято-Даниловом монастыре по обвинению в антисоветской агитации. 18.10.1924 г. освобожден из тюремной больницы под подписку о невыезде.

Вновь арестован 15.12.1924 г. Постановлением ОСО при КОГПУ от 15.06.1925 г. приговорен к высылке в Киргизский край. Ссылку отбывал в городе Тургае, затем в городе Орске.

Сразу же после смерти и погребения Патриарха в апреле 1925 года Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Петр Крутицкий, который был сторонником продолжения компромиссов с большевиками. Часть «даниловцев», и в первую очередь сам архиепископ Феодор (Поздеевский), отказалась признать законными местоблюстительские полномочия митрополита Петра, хотя далеко не все из них разделяли такую жесткую позицию.

С конца 1925года и в 1926 году прошли массовые аресты «даниловцев» в Москве и других городах. Движение, объединявшее собою более 30 архиереев, по крайней мере, организационно, было разгромлено. Однако, именно «Параллельный Синод» явился тем закладным камнем, на котором стала утверждаться Катакомбная Церковь.

MDM
Епископ Феодор,
иеромонах Герасим (Садковский),
архимандрит Герман (Ряшенцев), 1916 год.

Именно бывшим членам «Параллельного Синода» принадлежит ведущая роль в формировании антисергиевской оппозиции в Москве, Ярославле, Ленинграде, на Украине и других областях страны. Так, например, «Ярославская Автокефалия» в своей подготовительной работе явилась как бы некой «пробой пера» со стороны «даниловцев», ибо в 1926 году на переговоры от них с Агафангелом (Преображенским) митрополитом Ярославским (†1928) и Евгением (Кобрановым) епископом Ростовским (†1937) ездил епископ Серафим (Звездинский).

«Даниловская оппозиция» появилась еще при патриархе Тихоне, когда архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), весьма уважаемый в Церкви, решил, что Тихон совершил слишком большие уступки антихристианской власти. О нем говорили: «Строгий монах, человек бескомпромиссной твердости, он считал, что Церкви незачем вступать в диалог с атеистическим государством». (Феодор по своей ситуации какое-то время мог себе позволить быть столь жестким, но Тихон — нет.) Тем более заявления и действия Сергия Феодор отвергал как капитулянтские.

Он не шел на раскол, но перестал поминать имя Сергия за богослужением после его декларации. Феодор, впрочем, готов был убеждать Сергия отказаться от Декларации, но епископ Стародубский Дамаскин (Цедрик) из этой оппозиции, погибший за веру, как и Феодор, в 1937 году, направил Сергию резкое письмо, где писал:


«…вопреки Декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой контакт с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не православным царем, а властью, которая основной задачей своей поставляет уничтожение всякой религии, и, прежде всего Православного Христианства…»


Епископ Дамаскин канонизирован в августе 2000 года. С именем Феодора (Поздеевского) ассоциировали организацию катакомбной «Истинно Православной Церкви», что, впрочем, оспаривается, поскольку он явно никогда не шел на раскол.

В архиве УФСБ РФ по Ивановской области хранится уголовное дело № 7014-П в отношении Поздеевского Александра Васильевича. В полученной нами справке № 17-82 от 28.06.2002 г. приводится краткая выписка из него:

MDM
Памятный знак на кладбище "Балино"

… 4 марта 1937 года Поздеевский А.В. был арестован УНКВД Коми АССР и этапирован в УНКВД Ивановской области по обвинению в том, что «являлся руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, т.н. «Всероссийское иноческое братство Князя Даниила», которое в целях борьбы с советской властью ставило задачу: организовывать, поддерживать и сохранять старые церковные кадры. Систематически их пополнять путем тайных постригов в монашество из мирян, создать свою подпольную церковь, т.н. «Истинно православной веры», в которую собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к советской власти, вовлечь наибольшее количество верующих в антисоветскую деятельность», то есть в преступлении, предусмотренном ст.ст. 58 - 10, 58 - 11 УК РСФСР от 1926 г. Постановлением тройки УНКВД Ивановской области от 22.10.1937 года Александр Васильевич Поздеевский (Феодор) подвергнут высшей мере наказания с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Приговор приведен в исполнение 23 октября 1937 г. сведениями о месте захоронения Поздеевского А.В. архив УФСБ по Ивановской области не располагает…

По заключению прокурора Ивановской области от 23 марта 1989 г. на основании ст.1 Указа Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов», Поздеевский А.В. реабилитирован.


Расстрелян Александр Васильевич 23 октября 1937 года в Иванове, в один день и в одном месте со своим двоюродным братом Виктором Ивановичем. Предположительно они оба похоронены в местечке Балино под Ивановым.


Вот как вспоминали о Феодоре Поздеевском самые разные люди, с которыми жизнь столкнула его или на духовной стезе или на мученическом пути (из опубликованных источников):

Владыка Феодор был не только строгим монахом и аскетом, были и другие стороны его души. Несмотря на замкнутый и скорее строгий вид, душа его была полна любви, жалости и сострадания к человеческим немощам и скорбям. А сколько их было в те страшные, кровавые годы! Душа владыки Феодора, сострадающая, любящая и милующая, особенно ярко проявляется в воспоминаниях священника Сергия Сидорова, расстрелянного в 1937 г. в Бутово, под Москвой. Он был частым посетителем знаменитого тогда главы «реакционного духовенства» — епископа Феодора, ректора МДА, и пламенным почитателем его. Он не разделял многие его взгляды, но, созерцая подлинную, скрытую от других доброту, слушая его мудрые речи, проникнутые горячей любовью к божественным творениям, познал в его келии суть подлинного Православия.

***

В Даниловом монастыре на покое в тесной комнате жил архимандрит Симеон, лишённый действия рук и ног. Архимандрит Симеон (в миру Михаил Холмогоров) в 1905 г. был инспектором Тамбовской семинарии. Во время революционных событий один из студентов совершил покушение на ректора семинарии, архимандрита Феодора. Отец Симеон успел заслонить его собой, и пуля попала ему в поясной позвонок, навсегда парализовав нижнюю часть тела. (По другим, вызывающим доверие данным, покушение на о. Симеона было совершено уже после отъезда Феодора в Москву и назначения ректором МДА). С того времени епископ Феодор не оставлял своего спасителя. Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание. В 1934 г. отец Симеон был арестован и умер в тюрьме.

***

Владыке Феодору принадлежали драгоценные святыни — часть святых мощей благоверного князя Даниила. Впоследствии они хранились у духовных чад владыки, затем попали в Америку, в Джорданвилль. В 1986 г. мощи вернулись в Данилов монастырь. Возвращается и память о его настоятеле - владыке Феодоре. В американском издании «Православная жизнь» («Orthodox life», Jordanville, 1995) приведены воспоминания о владыке тех, кто спасся от преследований, эмигрировав за рубеж. О пребывании владыки Феодора в Зырянском крае. Архиепископ Леонтий Чилийский в своих воспоминаниях пишет: «Сосланный в Усть-Сысольск архиепископ Феодор проживал там на вольном поселении со своим архидиаконом Ананией, не принимал ни одного человека, ни духовного, ни светского, включая сосланных туда собратий, — епископов Германа, бывшего своего сослужителя по Московской академии, епископа Серапиона Козельского, киевского подвижника схиигумена Луку и других добрых пастырей не принял, на себе испытав все муки при допросах в ГПУ.Он решительно никуда не ходил, не молился вместе. К сожалению, его предчувствия оправдались. Сосланный с ними всеми в один город священник Иероним оказался потом невольным осведомителем местного ГПУ. Не вынося угрызений совести, он потом на глазах у многих стиравших белье женщин бросился в реку и погиб.

***

Протоиерей Владимир Воробьев (ПСТБИ, Москва):
В издании Зарубежного Синода опубликовано дело архиепископа Феодора (Поздеевского), который был уже канонизирован Синодом, и вдруг оказывается, что он кого-то назвал. Авторы издания с недоумением спрашивают: «Как это могло случиться? — святой, а назвал тех, кто были его духовными чадами?» Наверное, потому что эти чада были уже давно арестованы, а, может быть, пытки были такими невыносимыми, что он уже не контролировал себя. Это не есть причина для отказа от признания его подвижником.

***

Протоиерей Валериан Кречетов, старший духовник Московской епархии:
…Я нисколько не сомневаюсь в твердости Владыки. Потому что все, кто его знал, отмечали именно его твердость. И говорить «Владыка сломался» нельзя - это маловероятно. Это мы «ломаемся» - по себе и судим. Можно сказать: «Всё-таки любой может "сломаться"», - но если судить по логике, что и святые падали, то тогда можно придраться и к отречению апостола Петра. Но он остался святым и первоверховным и засвидетельствовал свою твердость «камня» мученической кончиной…[5]


MDM
Икона Священномученика Феодора,
Архиепископа Волоколамского
(Поздеевский Александр Васильевич)

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За рубежом включил в Список Новомучеников и Исповедников Российских[6] имя Архиепископа Феодора (Александра Васильевича Поздеевского):

ФЕОДОР архиеп. Волоколамский (Поздеевский), н-свмуч. (†1937 г.) — нед. Новомучеников; 10 окт. (23 октября)


При создании родословной Поздеевских не ставилась цель подробно рассказать о жизни, духовном служении, богословских трудах и взаимоотношениях Архиепископа Феодора внутри Церкви и с государством. Этому посвящены опубликованные книги, воспоминания и журнальные статьи специалистов. Но одному из авторов родословной - А. Поздеевскому - Владыка Феодор приходится двоюродным дедом, и нельзя было не посвятить такой знаменательной личности отдельной главы и, хотя бы коротко, рассказать о его мученическом пути служения Богу.


Авторы родословной зимой 2003 года побывали в Московском Свято-Даниловом монастыре, где встречались с иеромонахом Зосимой (Давыдовым) – автором многих публикаций о жизни и служении Архиепископа Феодора.

MDM
Зуев Сергей Андрианович, 2002 год.

Он рассказал об удивительном человеке из г. Ветлуги, в меру своих сил сохраняющем память о знаменитом земляке из села Макарьевского. Это - Зуев Сергей Андрианович. Он ухаживает за могилами сестер Александра Васильевича - Надежды и Елизаветы, а также старца Герасима. Поддерживает источник, освященный во имя Архиепископа Феодора и ключи ст. Герасима в трёх километрах от села. Его усилиями созданы книги памяти Архиепископа Феодора и старца Герасима в Ветлужском краеведческом музее.
Его руками сделан этот трогательный подарок Данилову монастырю с фотографией освященного источника и иконой Новомученика Архиепископа Феодора (см. фото).

Особую грусть вызывает у него невозможность без помощи со стороны сохранить родительский дом Поздеевских и церковь, где служил Василий Викторович – отец будущего Архиепископа.

MDM
Зуев Сергей Андрианович у храма во имя преподобного Макария Унженского (Введенского)
села Макарьевского Ветлужского уезда, 2002 год.

Летом 2002 года село Макарьевское посетили участники Екатеринбургского крестного хода «Ипатьевский дом – Ипатьевский монастырь» в Костроме. От них источник Архиепископа Феодора обогатился памятным камнем со святой землей Царственных мучеников.

Главными посещениями на этот ключ бывают в ночь на Богоявление и 7 августа в Макарьев день. Тогда же совершаются Божественные литургии у алтаря преподобного Макария и на могиле старца Герасима.

  • [1]По материалам: Иеромонах Зосима (Давыдов). …Положил основание на камне. (1876-1906). Архиепископ Феодор (Поздеевский) (1876-1937). Жизнь. Деятельность. Труды. –М.: Даниловский благовестник. 2000. С.192.; Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнеописание. Избранные труды. Составитель – иеромонах Роман (Лукин). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2000. С.400.; Даниловский благовестник. Журнал Московского Свято-Данилова монастыря. 1996 г. Вып. 8, 1998. Вып. 9, 2001. Вып.12.; Православная жизнь. № 9(549), сентябрь, 1995; Предательство или слабость? // Времена. № 183, 19 Августа 2000 г.
  • [2]Крепко держаться за веру. Архиепископ Феодор (Поздеевский) // Русский православный патриот. Спецвыпуск. Октябрь 2001. www.rusk.ru/press/patr/patr01/pt4.htm
  • [3]Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 8.1996.
  • [4]Воробьев Владимир, Протоиерей. Схимонахиня Даниила и Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 12.2001.
  • [5]Последнее следственное дело архиепископа Феодора(Поздеевского) //Автор-составитель Петрова Т.В. – М.: Даниловский благовестник, 2010. – 272 с.
  • [6] http://www.eparhia.ru/library/molitvoslovie/, и из статьи Новые данные к жизнеописанию священномученика Феодора, архиепископа Волоколамского, основанных на протоколах допросов 1937 г. Православная жизнь (Orthodox life) Приложение к «Православной Руси». № 8. Август 1998.