В родословном древе Поздеевских с середины XVIII и до начала ХХ века основная часть рода представлена православным духовенством: от пономаря до протоиерея и Архиепископа. Их жизнь не была материально богата (положение приходского сельского духовенства было сопоставимо с положением зажиточных крестьян и основной массы посадских), но богата духовно.

Дети священников с малых лет воспитывались в культурной среде. На примере родителей учились служению людям и Богу, любви к ближним, заботе об их духовных нуждах. Все они имели то или иное духовное образование, многие были музыкально одарены, обладали хорошими голосами.

За редким исключением, вся их последующая жизнь была примером высокой нравственности, духовности, образованности, патриотизма и любви. И тем сложнее им было принять те потрясения, которые принес с собой в Россию октябрь 1917 года.

Начало борьбы с церковью в Советской России было положено лишением ее прав собственности на землю, а затем и Декретом об отделении Церкви от государства от 20.01.1918 г. На деле это означало лишение духовенства всех гражданских прав.

Когда наступил голод в Поволжье, и проводилось изъятие церковных ценностей, В.И. Ленин в секретном письме членам Политбюро писал в 1922 году:
   «Для нас, именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент…, именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам поэтому поводу расстрелять, тем лучше».[В.И.Ленин. Письмо Молотову для членов Политбюро. «Известия ЦК КПСС», 1990 г. № 4]

Начались гонения и на верующих и на священнослужителей. Церкви закрывались, имущество их изымалось, а оставшиеся действующими - душили непомерными налогами. Все это вызывало естественное недовольство и населения и служителей церкви. Это стало позднее одним из пунктов предъявленного обвинения А.В.Поздеевскому.

Дома священнослужителей подвергались разграблению, семьи раскулачивали, репрессировали глав семейств, оставляя детей без средств существования. Так случилось (по рассказам местных жителей) и с семьей священника Малых Солей Назаретского М.Е., осужденного по одному делу с Александром Викторовичем Поздеевским. А сколько безвинно погибло?

В докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых на Архиерейском Юбилейном Освященном Соборе Русской Православной Церкви, который состоялся 13-16 августа 2000 года в Москве, в храме Христа Спасителя, говорилось, что никто сейчас не даст точного ответа на вопрос о том, сколько священнослужителей и мирян пострадало в ХХ веке во время гонений за веру.

Они начались с 1917 года и приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, а своего апогея достигли в 1937-1938 годах. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136900 православных священно-церковно-служителей, из них расстреляно 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно 21500.

Своя доля лишений и тягот досталась детям и родственникам священников.

Одни были вынуждены «отказаться» от родителей, сменить фамилию, другие всю жизнь пронесли на себе клеймо «врага народа», не позволявшее им ни получить образование, ни работу, ни устроить личную судьбу.

Многие вслед за своими отцами последовали по мученическому пути советских концлагерей и ссылок.

В одном роду Поздеевских на момент выхода родословной известно четыре представителя, в полной мере претерпевшие страдания и мученически отдавшие жизни за людей, Веру и Бога:

1. ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - священник церкви во имя Рождества Богородицы посада Большие Соли Ярославской области, осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей в октябре 1937 г. Умер в 1940 г. в Темлаге.

2. ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (АРХИЕПИСКОП ФЕОДОР) - настоятель Московского Свято-Данилова монастыря, Ректор Московской Духовной Академии. По родству – племянник По-здеевскому Александру Викторовичу. Многократно подвергался арестам и ссылкам. Последний арест в 1937 г. для следствия по делу «даниловского братства». Постановлением Тройки УНКВД по Ивановской области от 22.10.1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Ивановской тюрьме 23.10.1937 г.

3. ПОЗДЕЕВСКИЙ ВИКТОР ИВАНОВИЧ – священник села Ново-Писцово Вичугского района Ивановской области. По родству – тоже племянник Поздеевскому Александру Викторовичу. 18 октября 1937 г. предъявлено обвинение за антисоветскую деятельность и распространение контрреволюционных и провокационных слухов. Заседанием судебной тройки от 22.10.1937 г. был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение тоже 23.10.1937 г.

4. ПОЗДЕЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - сын Поздеевского Александра Викторовича, выпускник духовного училища, впоследствии - работник почты села Андреевское Сусанинского района Костромской области. В 1930 (1932) году был арестован и осужден на десять лет за контрреволюционную деятельность и веру. Освобожден досрочно в 1938 г. Погиб 2 февраля 1943 г. во время командировки.

В январе 1918 года, после выхода Декрета об отделении Церкви от госу-дарства, по всей России читалось послание Святейшего Патриарха Тихона:
... Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним, ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людях. Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения.
    Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.
    А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленныя чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?
(Римлянам, 8,35).
    А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею стано-виться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святаго воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова.

         Слова этого послания, анафематствовавшего большевиков, зовущего на защиту прав Православной Церкви, даже ценою страданий за дело Христово, были в полной мере восприняты и исполнены ценой мученического подвига многими священно-церковнослужителями, и в их числе – представители рода ПОЗДЕЕВСКИХ.

слева направо:
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ,   ВИКТОР ИВАНОВИЧ,   АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

Им, их предкам и потомкам посвящена эта работа по родословию. И не ради тщеславной гордости, похвальбы или праздного любопытства начата она, а ради сохранения для будущих поколений семейных традиций, памяти рода, преумножения великого духовного наследия, и изучения, как самого себя, так и истории своего края и даже всего человечества, через историю своей семьи, своего рода.

При работе над родословной использовались все доступные источники: воспоминания, предания, письма, фотографии, официальные документы, литература, интернет, но, в первую очередь, - документы Духовной консистории (клировые ведомости церквей[1] , метрические книги); ревизские сказки села Поздеевского и посада Большие Соли.

При изучении своего рода, как правило, одним из первых вопросов воз-никает вопрос о происхождении фамилии. У священников Поздеевских она, вевероятнее всего, возникла по названию места их проживания и службы – села Поздеевского Нерехтского уезда Костромской губернии.

В XVIII – XIX веках при поступлении в духовное училище, особенно в начальное, детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом. Такие фамилии были весьма типичны. Почти все они оканчиваются на–ский. Например, Белинский (деревня Белынь, в которой был священником дед русского литературного критика XIX века), Великосельский (Великое Село), Толгский (Толга, местность, где расположен известный монастырь).[ Унбегаун Б. Русские фамилии: Пер. с англ./Общ. ред. Б.А.Успенского. - М.: Прогресс, 1989.- с.170.]

В этом же ряду естественно было бы расположить и фамилию Поздеевский по одноименному селу. Легенда современных жителей о владельце села Поздееве или Поздеев-ском, давшим ему название, не находит пока подтверждения, так как в доку-ментах, начиная с 1781 года среди помещиков такой фамилии не встречается и нет упоминания о ней в более ранних периодах. В метрических книгах церкви села Поздеевское с 1781 по 1844 встречаются имена следующих владельцев (бывших и существующих на те года):

Кто был первым обладателем фамилии Поздеевский определенно пока сказать невозможно. В документах Духовной консистории по церквям посада Большие Соли фамилия Поздеевских встречается у всех сыновей Виктора Ивановича, то есть с 1844 года. Скорее всего, и он, родившийся в 1825 г. был носителем этой фамилии. Это подтверждается записями в метрических книгах церквей посада Большие Соли о рождении и бракосочетаниях его детей и внуков от 1871-1883 гг.

В клировых ведомостях церкви села Поздеевского в 1856 году упоминается некий пономарь Петр Афанасьевич Поздеевский. Но на сегодняшний день его место в родословной не определено – возможно, он был однофамильцем, получившим фамилию также по месту службы, или представителем неизвестной пока ветви семьи Поздеевских.

   [1]Клировая ведомость - документ о службе лиц духовного сословия. Этот документ назывался еще списки лицам духовного ведомства, послужные списки духовенства и по закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в 1769 г. под названием именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей: в первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни; во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию. (Из статьи Сергея Князева «Генеалогия Коми духовенства»)